Таинство Священства
После Своего Воскресения из мертвых Господь Иисус Христос сказал апостолам:
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»
(Мф:28:19-20).
Исходя из этой цитаты, можно вывести три основных пункта священнического служения:
- учительство («идите, научите»);
- отправление священнодействия («крестя»);
- наставничество или управление («уча их соблюдать»).
Все эти три пункта, объединяясь образуют пастырство. Согласно словам святого апостола Павла, Господь
«поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями»
(Еф. 4:11). Из этого становится ясно, что священство не есть человеческое изобретение, но Божественное установление.
Момент избрания на священническое служение также не входит в поле человеческого произвола. Подтверждение тому находится в Священном Писании:
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас»
(Ин. 15:16), а также «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).
Существует три степени священства:
- диаконство;
- священство или пресвитерство;
- епископство.
Рукоположение в священный сан предполагает не только поставление члена общины в определенную степень церковного служения, но также и наделение рукополагаемого определенными дарами Святого Духа.
Согласно православному катехизису у каждой священной степени имеются свои дары: «Диакон служит при таинствах; пресвитер совершает таинства, в зависимости от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные» 1.
Кроме того, исходя из 1-го и 2-го правил святых апостолов, только епископы обладают властью освящать святое миро, храмы и антиминсы.
Каждая из трех степеней священства необходима для нормального функционирования церковного Тела.
68-е правило святых апостолов не допускает повторного рукоположения в один и тот же сан, таким образом, как и Крещение, таинство Священства является неповторимым. 1 Свт. Филарет Московский (Дроздов). Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. С. 71-72