Таинство Миропомазания
В настоящее время данное Таинство совершается над человеком непосредственно после Таинства крещения, и, тем самым, составляет вместе с последним единый чин. Также как и Таинство Крещения, Миропомазание над христианином совершается однажды в жизни.
Каждый христианин призван к достойному прохождению своего земного пути в соответствии с учением Иисуса Христа. В этом святом деле ему требуются благодатные силы или дары Святого Духа и Сам Дух Святой, которые помогут ему взращивать и укреплять свое стремление следования за Господом жизнью своей. Из этого можно вывести, что Миропомазание является исполнением Крещения. Как писал преподобный Иустин (Попович):
«В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника – Иисуса Христа»
Из истории Православной Церкви известно, что изначально Миропомазание совершалось посредством возложения рук на новокрещенных христиан. Предполагается также, что это могло сопровождаться и помазанием святым миром. Со временем, по причине быстрого распространения географии Церкви, апостолам стало затруднительным пребывать к каждой общине для возложения рук на крещенных.
В силу данного осложнения Таинство Миропомазания претерпело трансформацию от строгой необходимости
возложения рук апостолов на новокрещенных к помазанию епископами или пресвитерами (священниками) святым
миром, которое обязательнодолжно освящаться апостолами либо епископами.
Святое миро – жидкое благовонное вещество со сложным составом, в который входят от 40 до 60 ингредиентов. Мироварение (процесс изготовления мира) совершается по особому чину и завершается освящением высшими иерархами Поместной Церкви, епископами, так как епископы являются преемниками апостолов. По древней традиции в сосуды с новоосвященном миром добавляется часть древнего мира, а в сосуд с древним миром добавляется часть нового.
Данное Таинство совершается через помазание святым миром различных частей тела крещенного. При каждом помазании произносятся слова:
«Печать дара Духа Святаго. Аминь»
Согласно чином помазываются:
- чело (лоб) – освящение умственной и мыслительной деятельностей человека;
- перси (грудь) – освящение сердца и скрытых в нем желаний человека;
- очи (глаза), уши, уста (рот) – освящение органов чувств и самих чувств человека;
- руки и ноги – освящение всей деятельности части жизни человека, его поведения.
Как пишет - Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматического богословия. Т. II. С. 273.
«Таким образом запечатлеваются св. миром все главнейшие части тела человека, как органы всех сил и способностей его души, и совокупно укрепляются благодатными силами обе части его состава »