Храм принял участие в семинаре по предотвращению зависимостей в молодежной среде

Директор детской воскресной школы "Евлогия" храма Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского чудотворца, Юлия Николаевна Бачманова,25 сентября 2023 года приняла участие в обучающем семинаре "Сила выбора" по предотвращению зависимостей в молодежной среде. Слушателями стали духовенство храмов Екатеринодарской епархии, специалисты, занимающиеся профилактикой зависимостей, психологи, преподаватели воскресных школ.
Трехчасовой семинар провели сотрудники Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению.
Собираясь на семинар, многие, наверное, предвкушали сухую и, может быть, не очень интересную лекцию, но вышло совершенно иначе. Вместо скучных занятий всем представилась возможность стать участниками уникальной и увлекательной игры. Ведущие семинара специалисты-психологи Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского Наталия Алексеевна Ищенко и Анастасия Игоревна Кузнецова пять лет назад разработали методику, направленную на возможность предотвращения возникновения зависимостей в подростковой среде. Разрабатывали специально в форме игры, с расчетом на то, чтобы было интересно детям. За пять лет игру апробировали во многих учебных заведениях Москвы, с психологами Московской службы помощи.
Теперь обучающие семинары-практикумы проводятся в разных регионах страны для тех специалистов и преподавателей, которые потом будут проводить эту игру в местных учебных заведениях.
Для того, чтобы специалистам на местах лучше понять суть игры и донести ее до детей-подростков, им нужно самим стать ее участниками, решили авторы уникальной методики.
Игра включала несколько этапов: просчитать положительные и отрицательные последствия того или иного действия, научиться говорить «нет», выстроить последовательность качеств на пути к достижению цели и другие. На время игры каждому участнику было необходимо оставить важность сана или социального статуса – в игре все участники равны между собой. Еще одно преимущество игровой формы – возможность непринужденного общения. Поэтому с первых же заданий исчезли неловкость и натянутость, обычно свойственные общению незнакомых людей, в ход пошли не только серьезные рассуждения, но и шутки и смех.
По форме семинар напоминал некогда популярную игру «Что? Где? Когда?». Увлекательные вопросы заставляли продумывать ответы вместе с участниками, с азартом следить за рассуждениями игроков и обнаруживать, насколько многогранными, оказывается, могут быть человеческие действия.
«Митя дал однокласснику списать домашнее задание – каковы положительные и отрицательные последствия этого поступка?», – озвучила ведущая первое задание.
Одна часть команды искала положительные последствия, другая – отрицательные. Первые предположили в данном действии милосердие, сострадание, доброе дело, участие. Другие нашли здесь поощрение к лени, к иждивению. Ведущие семинара сразу предупредили, что в игре нет и не может быть однозначно верных или неверных ответов. Все, что говорят участники, это их мнение, их суждение, их опыт. В игре важно другое – научить ребенка рассуждать, рассматривать ситуацию с разных сторон, продумывать к каким последствиям может привести то или иное иногда на вид совершенно невинное дело.
На следующем этапе игры участники тренировались говорить «нет».
— Кому нам легче всего отказать? – спрашивает ведущая психолог и констатирует, – незнакомому человеку.
Гораздо сложнее сказать «нет» друзьям. А ведь именно из-за боязни испортить отношения, из-за страха выглядеть белой вороной подростки соглашаются попробовать зелье, которое потом сделает их своими рабами. Ведущие предложили пять вариантов отказа: отказ-соглашение, отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание и отказ-конфликт. Заданий на данном этапе было несколько. Под руководством ведущих участники продумывали диалоги, уговаривали друга на сомнительные предложения и учились отказывать так, чтобы не обидеть собеседника. Ведущие помогали, поправляли, указывали на ошибки.
Остальные этапы также пролетели на одном дыхании. В обсуждениях, в поисках ответов незнакомые до этого люди сплотились и стали одной командой.
Закончив игру и анализируя ее, группа отметила, что каждое дело сопровождают трудности и препятствия, которые нужно преодолевать. Ведущие семинара напомнили, что препятствия не всегда являются злом, трудности следует рассматривать как проявление воли Божией в жизни человека.
После чаепития слушателям семинара раздали методички, в которых были подробно расписаны цели и задачи игры, обозначена целевая аудитория. Работа семинара продолжилась на следующий день в Русской православной общеобразовательной школе, где психологи Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению провели игру с учащимися старших классов.
Источник: сайт Кубанской митрополии.
Фото: Ирина Кузнецова