Россия, г. Краснодар, ул. Карякина 18/1
(бульвар на пересечении с ул. Байбакова)
+7 (989) 298 79 50 Ежедневно с 6.30 до 20.00

Подвижники-земляки. Кто такие местночтимые святые?

Дата публикации: 11.02.2017 г.

Божьи угодники, которых любят и почитают на определенной территории, по-церковному называются местночтимыми святыми. 11 и 12 февраля Церковь вспоминает и прославляет подвиги святых из Республики Коми, Екатеринбурга и Пермской митрополии.

Каждый день Православная Церковь празднует память славных подвижников благочестия, святителей, мучеников, исповедников. 11 и 12 февраля в календаре отмечены известными каждому православному христианину именами – Игнатий Богоносец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Но, кроме священномучеников и вселенских учителей, в эти дни Церковь вспоминает и прославляет подвиги святых из Республики Коми, Екатеринбурга и Пермской митрополии.

Святые земляки

Это самые обычные люди, которые когда-то жили, трудились, молились Богу и помогали ближним. Сумев очиститься от греха, они стяжали благодать Святого Духа и показали своим современникам Его силу.

Церковь учит, что, прославившись в лике святых, они молятся перед Господом о своих земляках. Поэтому православные с большой любовью и доверием относятся к угодникам, которые когда-то жили на одной с ними земле.

Впрочем, многие местночтимые святые со временем стали общецерковными. Яркий пример тому святитель Лука (Войно-Ясенецкий), блаженная Мария Дивеевская, святой благоверный князь Дмитрий Донской, митрополит Киевский Филарет Амфитеатров.

Многие так и остаются местночтимыми. Но от этого истории их жизненного подвига Христа ради не перестают быть удивительными.

Усть-Вымские чудотворцы

Более полувека продолжались святительские деяния пермских архипастырей Герасима, Питирима и Ионы. Друг за другом они занимались великим делом просвещения Перми.

Но при всем этом, о жизни трех владык известно очень немногое. Где родились святые, когда приняли монашеский постриг, как именно управляли епархией летописцы почему-то не рассказывают. Достоверно известно одно. На долю служения всех епископов выпало немало трудов, скорбей и обид от врагов, которые, пользуясь, отдаленностью Перми от столицы Руси, действовали нагло и безнаказанно.

Все трое жили и умерли около 500 лет назад. Епископа Герасима возвели на Пермскую кафедру примерно в 1416 году. Главным своим делом он считал заботу об укреплении веры новообращенных зырян, коренного населения республики Коми. Во время путешествия по своей епархии владыку Герасима задушил язычник из племени вогуличей. Это произошло около 1447 года. Погребли епископа в Благовещенском соборе города Усть-Вымь. Несколько столетий по молитвам к нему происходили чудеса, а у мощей святого исцелялись больные.

После страдальческой кончины архипастыря Герасима епископом в Перми избрали будущего святого Питирима. Он продолжил большое дело своего предшественника – молился об утверждении христианской веры среди зырян и вогулов, призывал их перестать грабить, убивать и просил жить мирной жизнью. Его проповеди вдохновили многих язычников принять христианство. Но это не понравилось предводителю вогулов Асыке. Когда владыка освящал воду в реке, Асыка безжалостно убил его. Это случилось в 1455-56 году.

Преемником епископа Питирима стал святитель Иона, которому удалось обратить ко Христу многих жителей Перми. Он путешествовал по вверенной ему территории и помогал людям. Преставился к Богу святой в 1470 году.

Мощи трех святых покоились в кафедральном соборе Усть-Выми. В 1936 году храм взорвали. Место было в запустении до середины 90-х годов прошлого века. Археологи установили, что мощи святых находятся глубоко под землей. Раскопки прекратили и на месте когда-то величественного кафедрального собора возвели часовню.

Первый кубанский святой

Местночтимые святые есть и Краснодарском крае. Один из них – священнослужитель Михаил Лекторский, пострадавший за Христа в 1921 году. Он стал одним из первых канонизированных на Кубани новомучеников.

Михаил родился в семье кубанского священника. Окончил Ставропольскую духовную семинарию. Служил совсем недалеко от Краснодара – в станицах Динская и Воронежская, селе Благодатном. Был настоятелем Андреевской церкви в станице Новотитаровской.

Батюшку знали и любили многие. Он участвовал в общественной жизни, переписи населения, преподавал в школе Закон Божий, собирался открыть библиотеку.

В сентябре 1921 году отца Михаила арестовали, обвинив в контрреволюционной агитации, и вместе с казаками привезли в станицу Брюховецкую. Полтора месяца заключенные жили в нечеловеческих условиях: спали на соломе, были изъедены вшами и блохами, их плохо кормили. За несколько месяцев 49-летний мужчина превратился в дряхлого старика.

Приговор для тех времен был самым ожидаемым — расстрел.

Понимая, что конец близок, казаки попросили отца Михаила исповедовать их. Батюшка, отпустив грехи, сказал: «А приобщитесь вы своею кровью. И теперь простите меня, в чем я повинен». Когда священник стал служить молебен, его вместе с казаками били прикладами. Особенно сильно досталось именно отцу Михаилу. Всех арестантов расстреляли вечером 28 октября 1921 года.

По молитвам святых

Для Церкви свидетельство святости – это праведная жизнь, святительское служение, проповедь слова Божия, мученичество и исповедничество за Христа. Обычным людям важны живые примеры заступничества почивших угодников перед Господом, чудеса, с помощью которых Христос касается сердца, и народное почитание подвижника. И, конечно, вера в то, что даже самая простая молитва будет услышана Господом, если попросить об этом святого, который когда-то жил в одном с тобой городе.

Святые угодники Божии, молите Бога о нас грешных!

Яна Топоркова